Ссылки для упрощенного доступа

16 апреля 2024, Бишкекское время 17:28

Мелис Асылбашев. В душе и сердце - балет! Часть II


Мелис Асылбашев внес огромный вклад в развитие национального хореографического искусства. О том, каким он был в жизни, «Азаттыку» рассказали его супруга Гульбубу и сын Азамат.

Талант хореографа Мелиса Асылбашева наиболее полно раскрылся в период его руководства Государственным ансамблем танца «Ак Марал» имени Нурдина Тугелова, созданном по образу и подобию Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева.

Мастер своего дела

«Он был фанатом своего дела, - говорит Гульбубу Асылбашева. - После обретения независимости в постсоветских странах основной упор стали делать на национальную культуру. То же коснулось и хореографии. Поэтому основной труд Мелиса заключался в постановках кыргызского танца. Сейчас много ансамблей, но первой школой, где были разработаны движения и правила национального танца, был ансамбль «Ак Марал».

Cын Азамат вспоминает, что у отца даже в трудный период после развала СССР всегда была цель, всегда была мечта, и он упорно шел к этой мечте:

- Он всегда спорил, когда речь заходила об ансамбле «Ак Марал», никогда не давал его в обиду. Во времена потрясений, в 90-е годы, когда вдруг Советский союз распался, когда, казалось, рушится все вокруг, он делал все, чтобы не развалился «Ак Марал», чтобы он продолжал жить, чтобы состав и репертуар были хорошие, чтобы люди приходили на концерты. Он никогда не терял ориентиры и точно понимал свою главную задачу.

А главной задачей был успех ансамбля. И несмотря ни на что, Асылбашев добился этого. В начале 90-х он работал над совершенствованием кыргызского национального танца. Его постановки быстро приобрели популярность, зритель, то есть народ, полюбил их. Коллеги признают, что танец созданный Мелисом Асылбашевым сочетал в себе неповторимые движения рук, в каждом из которых скрывалось свое значение. Популярность танца свидетельствовала: Асылбашев - модернист, авангардист в этом искусстве.

​С момента обретения независимости Мелиса Асылбашева приглашают в качестве постановщика, режиссера и художественного руководителя большинства массовых культурных мероприятий. В частности, в 2005 году в Таласе проходили праздничные мероприятия, посвященные 1000-летию эпоса «Манас». Там был презентован 20-минутный «Танец дружбы». Присутствовавшие на торжествах высочайшие гости, по словам Гульбубу Асылбашевой, аплодировали стоя:

- Почему-то они запомнили только кыргызский танец, он остался на слуху. В тот же вечер перед празднованием Дня независимости Мелису присвоили звание Народного артиста и вручили свидетельство об этом. Тогда его работа была высоко оценена. Ансамбль принимал участие и в мероприятиях ШОС. Даже казахи признавались: если на культурную часть саммита ШОС приедет «Ак Марал», нам лучше послать музыкантов, а не танцоров. А этим летом на одном из торжеств в Астане выступления со своим номерами удостоились только российский Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева и наш «Ак Марал».

Азамат отмечает, что отца знали не только в странах СНГ, со всего мира шли хорошие отзывы:

- Как-то отца лично пригласил принц Ага-хан - на юбилей своего брата. В мероприятии принимали участие королевские особы из Европы, и принц лично попросил, чтобы ансамбль «Ак Марал» обязательно приехал в полном составе. Они поехали. Мероприятие организовывал крутой европейский режиссер, который ставил церемонии открытия и закрытия, уровень торжества был очень высокий. Сначала режиссер не очень хорошо отнесся к нашим, мол, ну и что, приехали артисты из какого-то Кыргызстана. А после концерта он не отходил от папы - все раскланивался перед ним, рассыпался в комплиментах, говорил, что это было великолепно.

Мелис Асылбашев за что бы ни брался, везде и всегда показывал высокий уровень мастерства. Старые и новые руководители государства во время организации массовых мероприятий в очередной раз убеждались в его профессионализме. Его имя всегда стояло под первым номером среди кандидатов на постановку массовых мероприятий, концертов, проведения дней культуры еще с 90-х годов.

- Были случаи, когда организацию мероприятий поручали другим режиссерам. А дело не идет, они никак не могут собрать цельную картину: вроде есть номера и артисты, выбирай - не хочу, но пазлы не складываются в картинку. В 2007 году его отстранили от организации концерта для гостей саммита ШОС. Сказали: пусть делают молодые. И Мелис ничего не сказал, он предоставил номера и артистов, но организацией занимался другой режиссер. В финале концерта все участники должны танцевать вместе под кыргызскую музыку. Шесть балетмейстеров в отчаянии: завтра уже концерт, времени просто нет! А нужна мощная концовка! Во время последнего прогона мы сидели в зале. Короче, к нам подошел кто-то из режиссеров: Мелис байке, помогите! А он будто этого и ждал – тут же вскочил и за полчаса выстроил сцену и сделал красивый финал. Помню, все ему стали аплодировать: Вот так работают гении! Потом приходили сотрудники Министерства культуры - тоже обнимал-целовали Мелиса… А ведь бывало, с ним не хотели связываться, потому что он был с характером, всегда отстаивал свое мнение. Он выступал в качестве палочки-выручалочки, можно сказать, в тысячах всевозможных мероприятий. Мелис был выдающимся балетмейстером! Жаль, что говорить о нем хорошо начинают, когда он уже ушел из жизни, - сокрушается Гульбубу.

Мелис Асылбашев был принципиальным, всегда отстаивал свое мнение. По словам близких, если кто-то предлагал что-то изменить, он все равно поступал по-своему, так, как он считал правильным. Что удивительно, он всегда оказывался прав. Мыслящий глобально, он тем не менее не упускал из поля своего зрения ни одной детали, продумывал все до мелочей. Например, ставя концертную программу, беспокоился о костюмах танцовщиков, вплоть до пуговиц на них. Вместе с художниками работал над эскизами, бегал на рынок за тканями…

Он всегда переживал за театры, за невостребованных артистов, оставшихся без средств. Многие в те же 90-е годы начали уезжать за границу в поисках лучшей жизни. Многие коллективы распались. Но он, можно сказать, жил ради «Ак Марала». По словам Гульбубу, вначале в ансамбль брали детей только из хореографического училища, но позже творческий коллектив столкнулся с проблемой нехватки кадров.

- Тогда Мелис начинает набирать детей без специального образования. Половина, то есть 50 процентов состава ансамбля – это были дети, выученные Мелисом. Наши дети очень талантливые, поэтому многие уехали в Санкт-Петербург и Москву и успешно там работают, а кто у нас будет работать за 5 тысяч сомов? А танцы – это ведь тяжелый труд! Дети с 8 лет начинают этим профессионально заниматься.

Мелис всегда был в работе, был ответственным и порядочным человеком. Он очень много работал и, видимо, просто устал, - печально добавляет Гульбубу.

Первую часть можно прочитать здесь.

Публикация посвящена памяти Мелиса Асылбашева, безвременно ушедшего 15 августа 2014 года.

  • 16x9 Image

    Жылдыс Ороспакова

    Веб-редактор радио "Азаттык". В 2006 году окончила Международный университет Кыргызстана. Работала в одном из крупнейших информационных агентств Кыргызстана. 

    E-mail: orospakovaz@rferl.org
    Twitter: @orospakova

     

     

XS
SM
MD
LG