Ссылки для упрощенного доступа

28 марта 2024, Бишкекское время 23:40

Когда кыргызстанцам надоест киногрязь, они потребуют качество


Арген Адиль уулу
Арген Адиль уулу

Ежегодно 17 ноября отмечается День кыргызского кино. Редактор критической группы «СоКино» Арген Адиль уулу поделился с «Азаттыком» своим мнением о состоянии кыргызского кинематографа.

«Азаттык»: Как сегодня можно охарактеризовать кинематограф в Кыргызстане?

Арген Адиль уулу: Кинорынок Кырызстана развивается по своей уникальной траектории. С учетом мирового рынка до Голливуда нам далеко, но если взять территорию СНГ, после развала СССР, киношколы маленьких стран не развалились. Эти школы продолжали сотрудничать, набирать молодежь. А у нас так получилось, что наше старшее поколение забыло про молодежь, пытаясь выжить в те времена. Старшее поколение отделилось от молодежи. Нашим обучением никто не занимался.

Но этот разрыв нам позволил выстроиться в другую линию. Сейчас мы можем наблюдать очень большое количество снимаемых в год фильмов. Конечно, нельзя говорить о качестве, но количество колоссальное. Это же количество отсутствует в других странах СНГ. У них нет национального кинопроката. У них не снимаются полнометражные масштабные фильмы. Там есть молодежь, которая продолжила контактировать со старшим поколением. Нельзя сказать, что советское учение было плохим. Но оно было не готово обучить молодежь капиталистическому рынку. У нас же после такого 15-летнего застоя произошел резкий скачок, когда молодежь начала снимать. У нас есть свой национальный прокат, чем мы можем гордиться. Люди смотрят наши фильмы.

В Кыргызстане эти 15 лет просто так не прошли. Мало, кто об этом знает. Мы выходили на мировой рынок, но это были фестивальные фильмы. Это была своя линия.

За последние 10 лет произошел сильный скачок в процессе съемок фильмов. Молодежь сама начала снимать, но здесь нет качества, потому что у этой же молодежи нет академического кинообразования. Оно нужно. Когда говорят, что нужно обучаться в специальных учреждениях, это не означает только операторство или режиссуру. Для режиссеров нужны психологические и социологические навыки.

«Азаттык»: А есть ли возможность у молодежи получить знание и навыки в Кыргызстане?

Арген Адиль уулу: Я могу процитировать Геннадия Базарова. Он всегда говорит: «Чтобы стать хорошим режиссером, нужно стать ассистентом проектов ВГИКа». Я считаю, что это немного не верно. Сейчас это сложно, так как Россия – это другое государство.

А у нас очень мало режиссеров, мэтров кино, которые бы взялись за наше обучение. Обучение может быть на уровне мастер-классов, минишкол, но их недостаточно, чтобы выжить на нынешнем кинорынке. Однако есть университет «Манас», где за счет сотрудничества Кыргызстана и Турции можно наблюдать рост качества кинообразования. Есть также Институт Искусства, есть мастер-классы Эрнеста Абдыжапарова и Темира Бирназарова.

Кинорынок КР развивается по своей уникальной траектории
please wait

No media source currently available

0:00 0:08:31 0:00

«Азаттык»: В последнее время афиши буквально пестрят рекламой премьеры очередного кыргызского фильма. Можно ли сказать, что киноиндустрия в стране стала своего рода бизнесом?

Арген Адиль уулу: Киноиндустрия должна быть бизнесом. В рамках искусства ее бы не удержали, потому что глобализация диктует новые правила, она давно нас поглотила. Тут надо выстраивать линию по-другому. Это определенный этап, который мы должны пройти.

Почему мы обратились в бизнес? Раньше за кинофондом следило государство. Но экономическое состояние не позволяет ждать помощи от государства. Куда идти? В бизнес. В нем деньги всегда играют главную роль. Режиссеру приходится снимать «легкое» кино, чтобы не обанкротиться, не проиграть и вернуть эти деньги обратно в бизнес-структуру. Поэтому сейчас основная задача у киногруппы – найти сумму от 10 до 30 тысяч долларов. С учетом того, что кино – бизнес, большое влияние имеет пиар-кампания. Зачастую половина бюджета фильма тратится на пиар.

«Азаттык»: Люди все равно смотрят, несмотря на качество…

Арген Адиль уулу: У нас аудитория строго делится на две категории: в киноиндустрии первую мы называем категорией зрителей Ошского базара. Эта категория смотрит фильмы, которые ставятся в зале Исторического музея, но такие фильмы как раз и «вытаскивают» кассу, так как у них аудитория больше и требования к ним невысоки.

Вторая аудитория – умные зрители, которые хотят пищу для ума. Снимать для них режиссеры хотят, но не могут. Снимать «умное» кино – большой риск. Смотреть такое кино пойдет только половина зрителей.

«Азаттык»: Как перейти от количества к качеству?

Арген Адиль уулу: Я думаю, нужно время. Только в синхронизации с нашим народом. Может быть, до тех пор, пока наш народ не устанет от всего этого мусора. Когда им надоест киногрязь, народ сам потребует качество. Тогда режиссеры должны будут перестроиться и требовать качество. Однако нынешняя ситуация в киносфере страны сама по себе хороша.

Чолпон Сулайманова

XS
SM
MD
LG