Ссылки для упрощенного доступа

20 апреля 2024, Бишкекское время 19:23

Авиапроисшествие в Оше в контексте проблем кыргызской авиации


Boeing-737, аэропорт Оша, 22 ноября
Boeing-737, аэропорт Оша, 22 ноября

Утром 22 ноября в ошском аэропорту совершил аварийную посадку, выкатившись за пределы взлетно-посадочной полосы, самолет Boeing-737 отечественной компании Avia Traffic.

Утром 22 ноября в ошском аэропорту совершил аварийную посадку, выкатившись за пределы взлетно-посадочной полосы (ВПП), самолет Boeing-737 отечественной компании Avia Traffic.

Изначально причинами инцидента назывались плохие погодные условия и туман, позже появилась информация о технических неполадках самолета.

К счастью, человеческих жертв среди 159 пассажиров и членов экипажа не было, лишь некоторые получили ушибы и травмы. Это связывают с профессионализмом пилотов, которые сумели посадить борт, несмотря на проблемы.

Генпрокуратура возбудила уголовное дело по этому инциденту, правительство создало межведомственную комиссию из 13 человек.

Проблема в аэропорте?

Это не первый инцидент в аэропорту Оша с выездом самолета при посадке за пределы полосы. Подобный случай произошел 28 декабря 2011 года, тогда разбился пассажирский ТУ-134. Воздушное судно садилось в тумане и при посадке выехало за пределы полосы, что привело к разрушению одного шасси и крыла, а также возгоранию самолета. Однако находившиеся на борту 88 человек выжили.

После этих инцидентов возникает резонный вопрос, соответствует ли аэропорт Оша международным стандартам безопасности. Однако глава Минтранскома Аргынбек Малабаев утвердительно ответил на этот вопрос:

- Аэропорт Оша был полностью реконструирован и модернизирован в 2012 году, было обновлено покрытие взлетно-посадочной полосы и установлено новое аэронавигационное оборудование. Поэтому нельзя говорить о непригодности аэропорта и несоответствии его международным стандартам.

Длина ВПП Ошского аэропорта составляет 2800 метров. Этого расстояния может оказаться недостаточно для полноценной посадки самолета при плохих погодных условиях.

Экс-директор аэропорта Орозбек Калдаров согласен с такими доводами. По его словам, продление ВПП является необходимостью:

- Полоса несколько коротковата для посадки самолетов, ее нужно продлить хотя бы на 300 метров. Этот вопрос поднимался мною, тогда начинались первые работы по реконструкции аэропорта.

Сейчас аэропорт Оша принимает самолеты турецких и арабских авиакомпаний, кроме того иранская Mahan Air самолетами Airbus вывозила паломников в хадж. Эти доводы приводятся специалистами в пользу того, что аэропорт Оша соответствует всем требованиям. Поэтому недостаточная длина ВПП не принимается в расчет как возможная причина последнего крушения Boeing-737.

Разные причины инцидента

Могло ли техническое состояние Boeing-737 стать причиной утреннего инцидента 22 ноября в аэропорту Оша? Сравним предварительные версии авиапроисшествия межведомственной комиссии правительства и следственной группы Транспортной прокуратуры.

Правительственная комиссия распространила предварительную информацию 23 ноября. Согласно этим данным, самолет компании Avia Traffic выполнял рейс по маршруту Красноярск - Ош. Из-за плохой погоды Boeing-737 в 05.20 приземлился в Бишкеке, в 07.08 вылетел в Ош, получив на то разрешение от соответствующих служб.

В Оше наблюдался туман, была плохая видимость, поэтому пилотам не удалось с первой попытки посадить самолет и они ушли на второй круг, во время которого отказал один из двигателей и вышла из строя одна из секций гидравлической системы.

При повторной посадке самолет не смог затормозить на полосе и выкатился за ее пределы. После остановки судна экипаж быстро эвакуировал пассажиров при помощи аварийных надувных трапов. Среди 159 пассажиров и членов экипажа пострадало несколько человек, одна женщина была доставлена в больницу с подозрением на сотрясение головного мозга.

Возбудившие уголовное дело органы прокуратуры предоставили следующую информацию, по которой можно судить о техническом состоянии Boeing-737. По данным надзорного органа, самолет изначально пытался сесть в Оше, но из-за плохих погодных условий прилетел в Бишкек, где дозаправился.

Дождавшись улучшения погоды, борт вылетел в Ош, однако попал в туман и не смог приземлиться с первой попытки. Во время второго круга на высоте 3 тысяч метров отказали правый двигатель самолета и гидравлическая система.

Командир авиалайнера принял решение об аварийной посадке, которую совершил в 07.50 по местному времени. При этом самолет около 1500 метров проехал на брюхе.

По данным ошских медучреждений, 10 пассажиров обратились за помощью с легкими ушибами и травмами. Тяжелораненых или значительно пострадавших не было.

Вследствие полученных повреждений корпуса, двигателей, крыльев и других частей самолет не пригоден для полетов и не подлежит ремонту, сообщила Транспортная прокуратура 24 ноября.

Ведомство 22 ноября возбудило уголовное дело по статье 280 («Нарушение правил эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта»). Следователи тщательно проверили место инцидента, проведена фото- и видеосъемка, допрошены пассажиры и экипаж самолета. Аэропорт Оша получил определенный материальный ущерб.

Самолет был неисправен?

Компания Avia Traffic 22 ноября опровергла информацию, что двигатель самолета вышел из строя до того, как коснулся земли. Авиаперевозчик отказывается предоставить какую-либо информацию до завершения работы межведомственной комиссии и группы специалистов Межгосударственного авиационного комитета (МАК), прибывшей из Москвы.

Avia Traffic считается одной из лидирующих компаний среди пяти кыргызских авиаперевозчиков, занятых в сфере пассажирских перевозок. Помимо разбившегося самолета авиакомпания имеет еще три Boeing-737 1987, 1991 и 1996 годов выпуска, а также самолет BАe-146-200 1990 года.

Разбившийся Boeing-737-3Y0 (бортовой номер ЕХ-37005) впервые поднялся в воздух 25 сентября 1990 года. До 2003 года самолет летал под флагом различных филиппинских авиалиний, в 2003-2006 годах использовался индонезийской авиакомпанией, в 2006-2011 годах летал в Саудовской Аравии. После этого он был приобретен отечественным перевозчиком Avia Traffic.

Однако директор Агентства гражданской авиации (АГА) при Минтранскоме Эрмек Омуралиев отметил, что возраст самолета нельзя считать причиной инцидента в Оше, так как срок эксплуатации авиалайнеров марки Boeing составляет 35-40 лет:

- Boeing-737 считается классической моделью этой марки. Заводы-производители дают эксплуатационную гарантию на 30 лет. Даже после заявленного в гарантии срока эти самолеты они могут летать, если своевременно проводить техобслуживание, заменять износившиеся детали. По согласованию с заводом можно продлить срок эксплуатации на 5-10 лет.

Возглавляемая министром транспорта Аргынбеком Малабаевым комиссия тоже оценила состояние самолета как удовлетворительное, отметив, что судно проходило полный техосмотр в феврале и октябре 2015 года. Он отметил, что используемые в Кыргызстане самолеты проверяются АГА и Международной организацией гражданской авиации (ICAO).

10 лет в «черном списке» Еврсоюза

Сколько хорошего ни говорилось бы про отечественную авиацию, но фактом остается пребывание всех кыргызских авиакомпаний и Агентства гражданской авиации в «черном списке» Евросоюза.

Группа экспертов Евросоюза и ICAO посетила Кыргызстан в 2006 году и вынесла решение, что отечественная правовая база в сфере не соответствует принятым стандартам и нормам международных пассажирских перевозок. Деятельность по обеспечению безопасности полетов компаний и профильного агентства была жестко раскритикована.

После этого все кыргызские авиакомпании были внесены в «черный список» Евросоюза, хотя другой причиной называется большое число инцидентов с пассажирскими авиаперевозчиками, зарегистрированными в Кыргызстане.

Например, в июле 2007 года в Эфиопии разбился самолет АН-24 (бортовой номер ЕХ-030), зарегистрированный в Кыргызстане, два человека погибли. 4 февраля 2004 года зарегистрированный на кыргызскую авиакомпанию «Феникс» самолет ИЛ-18 (номер ЕХ-005) совершил вынужденную посадку в 10 километрах от аэропорта Коломбо (Шри-Ланка), находившиеся на борту 7 человек выжили.

Самолет с бортовым номером ЕХ-904 этой же авиакомпании в сентябре 2002 года совершил жесткую посадку в ангольском аэропорту «Негаге», выкатившись за пределы полосы.

На данный момент в Кыргызстане зарегистрировано 17 авиаперевозчиков, однако всего лишь пять из них работают непосредственно в республике.

Эксперт в сфере авиации на условиях анонимности отметил, что зарегистрированные в Кыргызстане самолеты летают в Афганистане, Африке и странах Латинской Америки. Однако происходящие с ними инциденты наносят ущерб кыргызской авиации.

Он пояснил, что такая ситуация сложилась из-за запредельной коррупции в этой сфере, поскольку техническое состояние самолетов, компетентность и подготовка экипажей не отвечают требованиям:

- Как последний, так и все прошлые авиационные инциденты произошли из-за ошибок экипажей. Это выясняли все расследовавшие авиапроисшествия специалисты и комиссии. Однако вопрос их ответственности никогда не рассматривался, потому что у нас закрывают глаза на подготовку и обучение, а также проверку компетентности экипажей. Государство за этим не следит, сейчас большинство авиакомпаний находится в частных руках. Неизвестно, на каких условиях проводится набор пилотов, как их обучают и готовят. В большинстве своем в этих компаниях работают родственники, друзья и знакомые владельцев. Корень всех авиаинцидентов кроется в квалификации и компетентности пилотов. Если мы не обратим внимание на этот вопрос и не перестанем закрывать глаза на недостатки, то возможны происшествия с еще более страшными последствиями.

По словам эксперта, профессия пилота является одной из самых востребованных и высокооплачиваемых не только в Кыргызстане, но за рубежом. При этом опытных и квалифицированных пилотов в Кыргызстана можно сосчитать по пальцам одной руки, поскольку отсутствует информация о квалификации работающих в республике летчиков.

В Кыргызстане действует только одно учебное заведение, готовящее кадры для авиации. В авиационном колледже имени Абдраимова профессии летчика учат только 2 года 10 месяцев, при этом отсутствует база, на которой можно было бы проверить на практике уровень теоретических знаний выпускников.

Кроме того нередки случаи, когда перед вылетом не проводится психологическая, наркологическая и другие проверки пилотов, что является обязательным условием допуска летчиков к полетам.

«Перед вылетом пилоты обязаны проходить медкомиссию. Кто знает, каково было состояние летчиков разбившегося недавно самолета? Какое у них было кровяное давление? Вот такие вещи должна отслеживать медкомиссия. С другой стороны, много информации хранится в «черных ящиках» самолета. После их изучения комиссия должна озвучить эти данные», - говорит эксперт.

По официальным данным, командир разбившегося в Оше самолета - 47-летний Марат Бектемиров, налетавший 10600 часов, включая 3600 часов на Boeing-737. Второй пилот, 58-летний Ринат Аксянов, имеет за плечами 15 тысяч часов нелетов, включая 3500 часов на Boeing-737. Ранее оба летали в качестве штурманов. По данным Avia Traffic, оба пилота прошли обучение в литовском учебном центре.

По словам нашего эксперта, многие пилоты проваливают тренинги, не набирая нужного числа баллов. Однако окончательное решение принимают летные директоры авиакомпаний, которые, в свою очередь, зависимы от гендиректоров.

Потерпевший крушение 22 ноября самолет принадлежит перевозчику Avia Traffic, который создан в 2003 году. Гендиректором компании является Карим Дамин, гражданин Кыргызстана.

Причина роста числа авиапроисшествий

По данным портала по авиационной безопасности Avia Safety, с учетом последнего инцидента в Кыргызстане за период независимости произошло 23 авиапроисшествия.

Если отследить произошедшие в Кыргызстане за последние 10 лет инциденты, первым было столкновение самолета ТУ-154 авиакомпании «Алтын Эйр» с американским топливозаправщиком в аэропорту «Манас». ТУ-154 выполнял рейс Бишкек-Ош, все пассажиры на борту (61) выжили.

24 августа 2008 года Boeing-737-219 (бортовой номер ЕХ-009) авиакомпании «Итек Эйр» разбился после вылета из аэропорта «Манас» в Тегеран. 65 из 90 находившихся на борту пассажиров погибли.

28 декабря 2011 года при посадке в аэропорту Оша перевернулся ТУ-154, находившиеся на борту 88 граждан выжили.

В международной практике принято оглашать итоги расследования и причины авиационных инцидентов. Записи «черных ящиков» о звуках и шумах в салонах самолетов и кабинах пилотов зачастую публикуются. Однако в Кыргызстане причины авиационных инцидентов по неизвестным причинам замалчиваются.

Международное авиационное сообщество обращает внимание на все инциденты и сопутствующие им нюансы, поэтому вряд ли стоит ожидать скорого выхода Кыргызстана из «черного списка», говорят эксперты по авиации.

Произошедший 22 ноября инцидент совместно расследуется комиссией правительства и группой специалистов МАК во главе с Георгием Ячменьевым. Они планируют огласить итоги расследования только после расшифровки записей «черных ящиков».

Однако специалисты сомневаются в объективности этого расследования и привлечении к ответственности виновных лиц, поскольку действует принцип, по которому ворон ворону глаз не выклюет, заявляет наш анонимный эксперт:

- Если самолет действительно только в октябре прошел полноценное и тщательное техобследование, то не стоит гоорить о ненадлежащем техническом состоянии судна. Однако другое дело — объективность и прозрачность нынешнего расследования. Пока отсутствует какая-либо информация. Винить же во всем плохую погоду неуместно, ведь самолет изначально сел в Бишкеке именно по этой причине. После получения информации о прояснении погоды в Оше и разрешения на вылет борт вылетел из Бишкека. Какие мероприятия были проведены в аэропорту Оша для приема самолета? На Boeing имеется система ILS, такая же установлена в аэропорту Оша. При помощи этой системы самолет связывается с аэропортом, и весь процесс посадки проходит под контролем ILS. Самолет садится в режиме автопилота, пилоты же только следят за ним и выполняют функции операторов. Расследование должно выяснить, работала ли эта система при посадке Boeing и в каком режиме совершалась посадка.

Авиация является очень прибыльной сферой и считается наиболее безопасной с точки зрения транспорта. Австралийский перевозчик Qantas известен по всему миру как единственный, в истории которого не было авиаинцидентов.

Сейчас проводится расследование авиапроисшествия в Оше межведомственной комиссией правительства, специалистами МАК, следователями Транспортной прокуратуры и привлеченными сотрудниками МВД. По итогам расследования станет ясно, что явилось причиной инцидента 22 ноября — плохая погода, техническая неисправность или человеческий фактор.

Перевод с кыргызского, оригинал здесь.

XS
SM
MD
LG