Ссылки для упрощенного доступа

25 апреля 2024, Бишкекское время 20:45

Кыргызстан в ЕАЭС: контраБАНДА наступает


Автомашина заправляется на АЗС одной из местных компаний
Автомашина заправляется на АЗС одной из местных компаний

По подсчетам экспертов, около 30 процентов потребляемых Кыргызстаном ГСМ завозится в страну нелегально.

По подсчетам экспертов, около 30 процентов потребляемых Кыргызстаном ГСМ завозится в страну нелегально.

Ежегодная потребность Кыргызстана в ГСМ составляет порядка 1,2 миллиона тонн светлых нефтепродуктов. Из них предприятие «Кыргызнефтегаз» добывает лишь около 60-70 тысяч тонн, что составляет лишь 1,5 процента от потребности.

Большие надежды возлагаются на Карабалтинский нефтеперерабывающий завод, который должен обеспечивать чуть ли не половину потребности в ГСМ внутреннего рынка. Однако этот завод пока только раскачивается.

Основным же официальным поставщиком дизтоплива и друщих видов ГСМ в страну является Россия. Доставка светлых нефтепродуктов в республику осуществляется посредством железной дороги транзитом через Казахстан. При желании казахская сторона может хотя бы частично покрыть потребности Кыргызстана в ГСМ. Но принятый в соседней республике закон запрещает экспорт ГСМ за пределы страны.

Кыргызстан более полугода находится в составе ЕАЭС. Между странами - участницами альянса упразднены таможенные границы, значит, должна быть искоренена контрабанда товаров и грузов.

Однако реальная ситуация далека от декларируемой. На деле в Кыргызстан поступают нелегальные потоки контрафакта, в том числе ГСМ. Подобная практика имела место и ранее, когда таможенные границы еще существовали. Сейчас же получается, что с присоединением к Евразийскому союзу завоз нелегальной продукции в республику только увеличивается.

Контрабанда течет рекой

Речь идет о хорошо отлаженной схеме, которая обрела масштабный характер. Через пограничные посты в Красной Речка, Чалдоваре, Сосновке и других каждый день проходят фуры с нелегальными ГСМ. Схема довольна проста: завезенный товар мелкими и крупными партиями уходит на «базы», откуда уже с сопроводительными документами от фирм сомнительного происхождения ГСМ, в основном речь идет о солярке, доставляется во все точки республики.

Что говорить о регионах, если прямо под носом у правительства, фискальных и силовых структур, уполномоченных бороться с незаконным промыслом, по всему Бишкеку действуют точки по продаже ГСМ.

Колонка в салоне микроавтобуса
Колонка в салоне микроавтобуса

Объезд окраин города, мест остановки маршруток, скопления фур дальнобойщиков, а также других ходовых точек выявил, что повсюду из переоборудованного транспорта в канистрах и цистернах по сниженным ценам открыто продается дизтопливо.

Конечно, разница в 2-3 сома привлекательна для любого автовладельца, поэтому у контрабандистов всегда были, есть и будут клиенты.

И таких примеров масса. Не поверю, что уполномоченные органы не знают об этих фактах. Скорее, просто закрывают на это глаза. По мнению людей, хорошо знающих ситуацию в этой сфере, в незаконной схеме замешаны как фискальные, силовые, правоохранительные органы, так и чиновники из правительства.

А происходит это, как правило, по единственной причине: наличии своей маржи в этом горючем бизнесе.

Данные фото свидетельствуют о том, насколько налажен такой бизнес в стране. Все нужные люди в теме, продавцы никого не боятся, понимая, что защищены со стороны силовиков и «крыши» из числа власть имущих. Доходит до смешного, когда продавцы позируют даже на камеру - ничего не боятся.

Контрабанда доходит до юга

Хотя в нынешней ситуации смешного мало, скорее всего, масштабы нелегально завозимых в страну ГСМ только увеличиваются, что не может не тревожить.

Бьют тревогу и в Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана. Они также отмечают увеличение объемов нелегального импорта нефтепродуктов из Казахстана.

Как рассказали «Азаттыку» в руководстве ассоциации, в начале года они обращались в правительство КР по данному вопросу.

«Хотелось бы отметить, что со стороны кабмина оказывается поддержка и принимаются меры по противодействию нелегальному импорту нефтепродуктов. В частности, одной из действенных мер стало принятое по предложению ассоциации постановление правительства от 13 ноября 2015 года о введении запрета на ввоз нефтепродуктов на автомобильном транспорте без товарно-сопроводительных документов, соблюдения требований безопасности и налоговой регистрации перевозчика и грузополучателя. Однако, несмотря на проводимую соответствующими органами работу по выявлению и пресечению фактов незаконного ввоза нефтепродуктов полностью перекрыть нелегальный поток ГСМ не удается», - сообщают в общественной организации.

За январь 2016 года объем официального импорта нефтепродуктов сократился на 26 тысяч тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За период с 1 по 15 февраля сокращение официального импорта составило 9 тысяч тонн. В результате государственный бюджет недополучил более 340 миллионов сомов налогов (200 миллионов акциза и 140 миллионов налогана добавленную стоимость.

В ассоциации отмечают: особую озабоченность вызывает то, что нелегальный поток ГСМ охватывает не только граничащие с Казахстаном регионы на севере республики, но и достигает южных областей Кыргызстана.

«В сложившихся условиях добросовестные компании-нефтетрейдеры, работающие легально и оплачивающие все налоги и обязательные платежи, терпят ощутимые убытки», - добавляют в руководстве ассоциации.

Бороться на межправительственном уровне

С такими серьезными опасениями согласны и депутаты Жогорку Кенеша. По мнению нардепа от СДПК Азамата Арапбаева, поток нелегальных поставок ГСМ из Казахстана огромен.

«Если сравнить сколько прошлые годы легально завозилось светлых нефтепродуктов из РФ и РК в Кыргызстан, и подсчитать стоимость объемов реализованного ГСМ и налогов по ним, то получается, что страна недополучит около 3 миллиардов сомов в год. А неполное исполнение доходной части бюджета чревато такими последствиями, как недофинансирование по статье капитальное строительство, не говоря уже статье по заработной плате», - считает он.

По мнению социал-демократа, незаконный груз поступает в КР при поддержке или молчаливого согласия представителей правоохранительных органов, Пограничной службы.

«Получается своего рода круговая порука фискальных органов. Конечно, цена на ГСМ сегодня очень привлекательна. В РК она дешевле, поэтому определенная часть предпринимателей занимается перемещением ГСМ из одной страны в другую. Разница с 1 литра составляет около 10 сомов. Каждая из замешанных в этой схеме сторон имеет свою маржу, и об этом знают все. Если сейчас не решать этот вопрос, то к концу года мы недополучим в казну огромную сумму. Налоговая служба от безысходности предлагает разные меры, но пока не будет системного подхода, толка не будет. Инициатива об предварительном уведомлении со стороны предпринимателей о пересечении товаров через границу, считаю, была правильной, но под нажимом определенных сил правительство ее не смогло реализовать должным образом», - добавил Азамат Арапбаев.

Депутат отметил, что от цен на ГСМ зависит стоимость других основных продуктов и товаров, поэтому правительство должно предпринять меры для защиты отечественных производителей.

«Мы стали членами ЕАЭС. Теперь нет таможенных границ, но НДС еще никто не отменял. Он в каждой стране свой, и его неуплата за каждую единицу товара считается незаконным деянием. Налоговая служба уже сегодня не может выполнить план сбора по НДС и акцизу. Об этом говорилось неоднократно на комитетах Жогорку Кенеша. К нам поступает много жалоб по контрафакту, и мы ставим эти вопросы перед кабмином», - добавил Азамат Арапбаев.

Его поддерживает депутат от фракции «Бир Бол» Исхак Пирматов.
По его мнению, понятие контрабанды внутри ЕАЭС - это нонсенс.

«Сейчас речь идет о том, что многотонные бензовозы пересекают нашу границу без контрактов, сопроводительных документов и, главное - на территории КР они не подлежат никакому налогообложению. По сути это и есть контрабанда, чистое сокрытие налогов. Арифметика проста: от одной законно ввозимой тонны ГСМ акциз взимается в размере 5 тысяч сомов плюс 12 процентов НДС. Если исходить от цены в 400 долларов, это 48 долларов или 3500 сомов. Получается всего 8,5 тысячи сомов с 1 тонны ГСМ налоговики планируют получить. А мы потребляем около 1,2 миллиона. Если взять в расчет, что около 30 процентов ГСМ провозится нелегально, можно посчитать потери казны. Налоговики просто не соберут запланированной суммы, а деньги осядут в карманах кучки лиц. Речь идет о крупных деньгах, которые распределяются по 1-3 сома от разницы в цене в 10 сомов с каждого литра. Это ли не экономическая диверсия? Чтобы понять масштабы нелегального потока ГСМ только на юг республики, заинтересованным фискальным органам достаточно провести суточный хронометраж на посту в Сосновке. По сопроводительным документам не стоит труда разобраться, какие бензовозы везут контрабанду, поскольку в нашей маленькой стране всем известно, тем более оперативникам, какие компании не станут пачкаться и подвергать риску репутацию ради легкой наживы. Хотя при желании проще пресечь ввоз еще на пограничных пунктах, тем более, что их не так много и они всем известны», - добавил Исхак Пирматов.

Нардеп считает, что проблему нужно решать на межправительственном уровне.

«Одним из недочетов правительства при вхождении в Евразийский союз было то, что оно не добилось снятия в отношении КР запрета на экспорт ГСМ из Казахстана. Если об этом удалось бы договориться, то рынок диктовал бы свои условия, а путь контрабанде был бы закрыт. При этом сегодня нефтетрейдеры КР платят за транзит железнодорожным путем через Казахстан 90 с лишним долларов. Для внутренних перевозчиков этот тариф в 3 раза дешевле. Почему в правительстве не поднимают вопрос о снижении этих тарифов? Раз уж мы все в одном альянсе, то можно было убедить соседа пойти нам навстречу.Тогда цена на ГСМ стала бы ниже,и смысла в контрабанде светлых нефтепродуктов не было бы», - добавил Исхак Пирматов.

По мнению депутата Азамата Арапбаева, фискальные и силовые структуры, которые кормятся за счет этой схемы, входят в правительство.

«Нужно жесткое администрирование со стороны кабмина, а также координация погранслужб двух стран», - добавляет он.

Налоговая бьет тревогу

В свою очередь глава Налоговой службы Замирбек Осмонов привел корреспонденту «Азаттыка» неутешительные цифры. По его данным, в 2015 году в республику было завезено на 225 тысяч тонн ГСМ меньше, чем в 2014.

«И это при том, что машин стало заезжать в КР больше. Цифры за 2015-1016 годы только обрабатываются, но уже сейчас можно говорить о том, что у нас есть риск невыполнения плана. Нелегальный ввоз отрицательно сказывается на налоговых сборах и пополнении казны. Одной из причин нелегального ввоза светлых нефтепродуктов в страну является большая разница в цене. ГСМ из Казахстана на 10-12 сомов дешевле, чем в КР. Такая ситуация наблюдается с осени прошлого года», - считает Замирбек Осмонов.

Глава Налоговой службы рассказал, что большие объемы светлых нефтепродуктов поставляются в основном через пост Чон-Капка в Таласе, из Кордая - Чуйской области.

«В районе города Токмака по трассе на участке в 800 метров расположены 2 казахстанских АЗС. По некоторым данным, только оттуда завозится в страну до 70-80 тысяч тонн ГСМ. Так как это субъекты соседнего государства, мы не можем проверять их. Есть бизнесмены, которые переоборудуют микроавтобусы дополнительными баками и возят дизтопливо и бензин в них», - добавил Замирбек Осмонов.

Как отметил чиновник, в целях реагирования на существующую неблагоприятную для страны ситуацию в Жогорку Кенеш внесен проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс.

«Согласно поправкам в закон предлагается усилить администрирование поставок ГСМ, начиная от границы до реализации на АЗС. Ранее мы проводили такую работу, согласно постановлению кабмина. Но когда усилили меры, в правительство стали поступать жалобы, что в Налоговом кодексе такие меры не предусмотрены. Законопроект принят в первом чтении и сейчас рассматривается в комитетах парламента», - добавил Замирбек Осмонов.

Пока же налоговая служба предлагает внедрить механизм предварительного уведомления со стороны бизнесменов, которые занимаются импортом бензина и дизтоплива. Даже была усилена разъяснительная работа среди них.

«Но к нам стали поступать жалобы, что очень неудобно предоставлять такие уведомления по месту регистрации налогоплательщика. Поэтому мы сейчас хотим предложить меру, чтобы налогоплательщик имел возможность оставлять уведомление не по месту регистрации, а в непосредственном месте нахождения груза. Если предприниматель ввозит ГСМ в Чуйскую область, а сам зарегистрирован в Таласской, то ему не придется ехать из одной области в другую. Кроме того, мы намерены автоматизировать данные процессы, чтобы налогоплательщики могли делать уведомления через Интернет, даже не выходя из дома. Наши предложения мы озвучили рабочей группе правительства, которая разрабатывает документ с учетом мнения всех заинтересованных сторон», - добавил Замирбек Осмонов.

Глава ГНС согласен с нардепами в том, что проблему нелегального ввоза ГСМ надо решать на межправительственном уровне.

«Да, было бы хорошо, если Казахстан снял запрет на экспорт ГСМ. К нам обращаются бизнесмены с просьбой оказать содействие в том, чтобы Шымкентский нефтеперерабатывающий завод снял ограничения на экспорт ГСМ. Тогда, по их словам, появилась бы возможность заключать официальные договора и завозить ГСМ в КР легально, с уплатой всех налогов. Но подобные вопросы находятся в компетенции правительства, а наш орган не может их решать единолично», - добавил Замирбек Осмонов.

XS
SM
MD
LG