Ссылки для упрощенного доступа

29 марта 2024, Бишкекское время 12:57

Макфит - пещерный человек, пренебрегший гостеприимством кыргызстанцев


Нет, я совсем не сочувствую Майклу Макфиту. Он был гостем. Он был высокооплачиваемым приезжим специалистом в стране с низкими зарплатами. Если он не знал ничего о многолетних проблемах вокруг и внутри Кумтора, то должен был жить в пещере.

Его высказывания в социальных сетях демонстрируют высокомерное, безграмотное, насмешливое, неуважительное отношение к окружающим. Он потешался над своими товарищами по работе, находясь в специальной для иностранцев столовой. Он насмехался над ними, потому что его обслуживали лучше, чем их.

Позвольте мне рассказать одну историю про Шотландию. В феврале 1692 года представители горного клана Кэмпбелл провели несколько ночей в домах клана Макдональд в Гленко. Макдональды предоставили Кэмпбеллам ночлег, как того требовала традиция гостеприимства у горных шотландцев. Но однажды утром, выполняя приказ своего правительства из Лондона, люди из клана Кэмпбелл напали на хозяев. Эта резня в Гленко была только одним из многих эпизодов борьбы между кланами в истории Шотландии. Много раз конфликты между кланами приводили к предательству и убийствам. Многие столкновения было кровопролитнее. Но события в Гленко вспоминают до сих пор, потому что люди из клана Кэмпбелл злоупотребили своим положением гостей. А это имеет значение в Шотландии.По меньшей мере, я думаю, что это имеет значение в Шотландии.

Высказываться в своем посте кажется действием совсем иного порядка, нежели убийство 78 человек из другого клана. Но мое сравнение имеет смысл. Гость должен вести себя как гость. Ты должен ценить этот статус. Ты должен показать свое уважение окружающим. Чувство юмора у кыргызов развито лучше, чем у многих народов. Они любят шутить об экономике, политике, да и о всех других сторонах жизни.Они легко допускают, что существует много чего достойного критики в их стране. Я критично отношусь к многим сторонам современного Кыргызстана, точно так, как многие кыргызстанцы.

Макфит мог бы легко покритиковать власти Кыргызстана за их слишком спокойное отношение к насильственным преступлениям, особенно против женщин и детей. Почему бы не высказаться критично о практически замороженном процессе реформирования системы государственной опеки детей? Почему не выразить свою обеспокоенность взлетевшими ценами на товары первой необходимости в Кыргызстане?

Может он не знает об этом? Может это его просто не беспокоит? Если Макфит не знал, что его пост будет воспринят как оскорбление, то он не может заниматься ответственной работой в международной кампании.

Реакция кыргызской стороны была избыточной. Наверно, это было забавно: видеть, насколько Макфит был напуган, когда его препроводили в милицейский участок. И возможно, пара ночей, проведенная в полицейском участке, чему-то его научила. Но эта история не имела отношения к компетенции милиции. Милиция должна заниматься такими проблемами, как защита женщин и детей от насилия, гарантировать неотвратимость наказания в этих случаях. Кто-нибудь из аппарата премьер-министра должен был позвонить в компанию и сказать, что Макфит должен быть удален из страны из-за его неподобающего поведения. Да и руководство «Кумтора» должно было понимать, что Макфит не может продолжать там работать, так как нанес вред трудовым отношениям и общественному имиджу компании. Моя жена-кыргызка тоже считает, что вовлечение милиции в эту историю было чрезмерной реакцией, но, по ее словам, объяснение этому - особая ранимость пост-колониального общества.

Вовлечение милиции в историю дало основание Макфиту пугать шотландскую прессу историей о «вооруженной милиции». Если помните, британская полиция не вооружена, только офицеры в международных аэропортах и в Северной Ирландии носят оружие - из-за угрозы терактов. Когда британцы читают о «вооруженной милиции», они сразу представляют себе сцены из голливудских боевиков. Например, видят, как начальство милиции и министры правительства сидят на очень серьезном заседании и затем отдают приказ специальным группам ОМОНа разнести двери и атаковать террористов. Каждый, кто помнит о порядках в Советском Союзе, знает, что любой офицер милиции носит при себе табельное оружие, то есть пистолет.

Почему вообще «Кумтор» нанимает на работу таких как Макфит некомпетентных «шутников»? Для того, чтобы работать специалистом в другой стране, необходимо иметь определенный уровень воспитания и, возможно, образования. Или «Кумтор» полагал, что во всем Кыргызстане не найдется квалифицированного сварщика?

Кыргызские власти могли бы научиться у своих соседей - казахстанских коллег, как обязать международные компании и организации предоставлять местному населению больше возможностей для трудоустройства. Почему граждане Кыргызстана, имеющие международные дипломы об образовании, по сравнению с не имеющими подобного образования иностранцами зарабатывают намного меньше? «Кумтор» и другие компании не могут более уверять, что они привозят специалистов ультра-класса, лучших из лучших в своем деле. Хорошие международные специалисты всегда будут нужны. Но ведь ясно, что существует слишком много организаций, которые привозят в страну мало воспитанных глупцов, игнорируя талантливых кыргызстанцев.

Кыргызские власти получили сейчас отличную возможность проявить твердость и настоять на том, чтобы компании нанимали на работу больше кыргызстанцев и за более высокую плату.

Мёрдо Маклеад. Специалист по общественным связям, работает на Ближнем Востоке. Его супруга - кыргызстанка Гульжамал, специалист в области социальной политики.

Тексты в рубрике «Особое мнение» не отражают точку зрения радио «Азаттык».

XS
SM
MD
LG