Ссылки для упрощенного доступа

26 апреля 2024, Бишкекское время 00:02

Кто стрелял? Между адвокатом Атамбаева и Генпрокуратурой возник спор


Алмазбек Атамбаев. Июнь 2019 года.
Алмазбек Атамбаев. Июнь 2019 года.

Замир Жоошев, адвокат бывшего президента Алмазбека Атамбаева, предоставил журналистам информагентства Kaktus.media показания 53 сотрудников спецназа «Альфа».

14 бойцов спецназа в своих показаниях указали, что видели момент, когда был застрелен заместитель командира спецназа «Альфа» ГКНБ КР Усенбек Ниязбеков. Агентство Kaktus.media опубликовало для общественности только те моменты показаний, которые касаются гибели Ниязбекова.

Замир Жоошев.
Замир Жоошев.


Свое решение придать огласке показания бойцов спецназа адвокат Замир Жоошев объясняет следующим: «В деле по кой-ташским событиям есть 4 тома, которые признаны секретными. Из-за этого судебные заседания проходят в закрытом режиме. Разглашать содержимое секретных томов запрещено. Остальные 80 томов по этому делу можно использовать при защите своих подопечных, знакомить общественность. Это наша обязанность».

По словам Замира Жоошева, ни один из бойцов, которые 7 августа участвовали в операции, не подтвердил во время следствия, что Усен Ниязбеков застрелен Атамбаевым.

Согласно показаниям 14 бойцов спецназа, некоторые из них были жестоко избиты в доме президента, а огнестрельное ранение было получено замкомандира «Альфы» на первом этаже дома из АК-74 (автомат Калашникова). Данное оружие было отобрано сторонниками Атамбаева у спецназа. В ходе следствия боец спецназа, которого условно назвали Шабдан Шабданов, говорил следующее:

«Во дворе дома толпа людей увеличивалась. У нас стали заканчиваться резиновые пули, когда поступил приказ отступать и укрыться в доме. Мы старались помешать толпе людей проникнуть внутрь дома. Но они прорвались и начали нас избивать, забрали оружие и спецоборудование. В какой-то момент к нам зашел кто-то из сторонников Атамбаева, с нашим автоматом АК-74 в руках. Сначала он выстрелил в потолок и в сторону дивана, где сидели мы. Потом с расстояния 2 метров дважды выстрелил в Ниязбекова».

На обнародованные данные Замира Жоошева опровергла Генеральная прокуратура, разместив на своем сайте официальное заявление. В нем говорится, что адвокат не имел права разглашать информацию о ходе следствия.

«В ходе проведенных мероприятий следствием достоверно установлено, из какого оружия Усену Ниязбекову причинены ранения, которые привели к его смерти. Экспертиза доказала, что по отверстиям входа и выхода пули – это пули калибра 7.62 мм, и остатки пули на бронежилете и одежде Ниязбекова, содержащие свинец, свидетельствуют о том, что выстрел произведен из охотничьего ружья, то есть СВД, принадлежащей Атамбаеву», - отмечает Генпрокуратура.

8 августа 2019 года перед задержанием Алмазбек Атамбаев говорил, что сделал несколько выстрелов во время штурма дома бойцами спецназа.

Алмазбек Атамбаев. 2019 год.
Алмазбек Атамбаев. 2019 год.

«Оружие было только у меня. Я сделал несколько выстрелов, когда бойцы спецназа «Альфа» поднимались на третий этаж. Было темно, и я не могу сказать, попала пуля в кого-то или нет. Я старался никого из них не зацепить», - говорил он.

Выступая на пресс-конференции 13 августа 2019 года Орозбек Опумбаев, председатель Государственного комитета национальной безопасности, сказал, что выстрелы, сделанные Атамбаевым, попали в цель. Эту же информацию повторил министр внутренних дел Кашкар Джунушалиев, выступая в Жогорку Кенеше с отчетом по обстановке в Кой-Таше. Глава ГКНБ Опумбаев говорил:

Орозбек Опумбаева.
Орозбек Опумбаева.


- Слова Атамбаева о произведенных им шести выстрелах подтвердились. Первый выстрел мог попасть в Усена Ниязбекова. У него остались четверо детей. Результаты судебно-медицинской экспертизы показали, что выстрел был сделан прямо в сердце. Другими словами, выстрел был предумышленным. Кроме него огнестрельные ранения получили еще 5 сотрудников спецназа.

Бывший заместитель председателя ГКНБ Артур Медетбеков сомневается, что можно точно определить, кем был сделан смертельный выстрел. По его словам, результаты баллистической экспертизы вызывают вопросы.

Артур Медетбеков.
Артур Медетбеков.


«Суд, который рассматривает дело по кой-ташским событиям, должен дать разрешение на пересмотр материалов экспертизы и на дополнение свидетельских показаний. Основанием для этого служат два обстоятельства. Бойцы «Альфы», которые проходят в суде как свидетели, при ознакомлении не согласились с результатами экспертизы. Сотрудники, ведущие расследование и осуществляющие надзор, наталкивают на сомнения», - говорит эксперт.

7 августа 2019 года попытка спецназа «Альфа» доставить Атамбаева на следствие по делу Батукаева не увенчалось успехом. В ходе штурма погиб замкомандира спецназа ГКНБ Усенбек Ниязбеков, 6 бойцов были захвачены в заложники. Задержать бывшего президента получилось со второй попытки, 8 августа. Сейчас он находится в СИЗО ГКНБ. По этому делу вместе с Атамбаевым обвиняемыми проходят 14 человек. Дело находится на рассмотрении Первомайского районного суда города Бишкека.

Перевод с кыргызского, оригинал статьи здесь

XS
SM
MD
LG