Ссылки для упрощенного доступа

19 мая 2024, Бишкекское время 04:44

11 лет спустя. Июньские события заново расследуют


Ош. 11 июня 2010 года.
Ош. 11 июня 2010 года.

Президент Садыр Жапаров поручил Государственному комитету национальной безопасности вновь рассмотреть материалы июньских событий 2010 года. Что стало причиной возобновления дел по беспорядкам 11-летней давности, которые были изучены международными, государственными и депутатскими комиссиями?

2 апреля стало известно, что президент Садыр Жапаров поручил спецслужбам снова расследовать дело о беспорядках в Оше и Джалал-Абаде, в результате которых погибли более 400 человек. Представитель пресс-службы аппарата главы государства Айнура Эргешова сообщила следующее:

- Президент поручил ГКНБ расследовать трагические события июня 2010 года, когда на юге страны погибли, получили ранения и увечья сотни людей. Поручено предоставить полную информацию о принятых решениях по итогам проведенной работы и соблюдении законности.

Глава правозащитной организации «Кылым шамы» Азиза Абдирасулова поддерживает поручение президента по расследованию июньских событий. По словам правозащитницы, государственные и депутатские комиссии провели расследование июньских беспорядков односторонне и не дали ответов на вопросы: с чьей стороны применялось оружие, есть ли список погибших по национальностям, представители какой этнической группы захватили оружие правоохранительных органов, какая власть в этом виновата?

«И Садыр и Камчы будут мне братьями, если у них хватит сил и энергии довести дело до конца. Пусть начинают, если нет, то лучше не стоит. Потому что – это очень важные события, сказала Абдирасулова. - Здесь есть большие исторические вопросы, большие политические игры. Пусть сейчас обдумают все, еще есть время подумать. Иначе лучше все прекратить. Я сама дочь юга, народ сближается, выдают дочерей друг за друга и вместе проводят свадьбы. Нельзя сыпать соль на раны народа снова и снова».

Для джалалабадского журналиста, эксперта Абдымомуна Мамараимова, освещавшего июньские события 2010 года, президентское поручение стало неожиданным. Он задался вопросами о том, связано ли это с принятыми несправедливыми судебными решениями, поможет ли расследование установить правду или есть другие причины:

- Пока власть не упрочилась и не начала системную работу, было бы правильно не возобновлять эту тему. Я считаю, что необходимо рассмотреть этот вопрос, расследовать каждое дело, уточнить все и принять справедливые решения. Во-вторых, дадут ли поручения [президента] об изучении материалов те результаты, о которых мы говорим и подразумеваем. Это покажет время.

События июня 2010 года начались после прихода к власти Временного правительства, после революции 7 апреля. Некоторые считают, что организаторами ошских событий стали сторонники Бакиевых, которые потеряли власть и нашли убежище в Беларуси. Также есть мнения, что к конфликту были причастны третьи силы, сепаратисты и криминальные группы, стремившиеся контролировать наркотрафик.

Через несколько месяцев после беспорядков состоялись парламентские выборы, по итогам которых первое место заняла партия «Ата-Журт» под руководством Садыра Жапарова и Камчыбека Ташиева. Победа «Ата-Журта» объясняется настроением общественности после июньских событий.

Жылдызкан Жолдошева, которая стала депутатом Жогорку Кенеша от «Ата-Журта» на тех выборах, была членом депутатской комиссии по расследованию июньских событий. Она считает, что события не получили справедливой юридической оценки из-за того, что в 2010-2011 годы члены Временного правительства руководили правоохранительными органами:

- В V созыве Жогорку Кенеша была организована депутатская комиссия, но мы не смогли дать юридическую оценку. Мы работали только с теми документами, которые у нас были. Тогда члены Временного правительства контролировали и руководили правоохранительными органами. Во время выборов Садыр Жапаров требовал, чтобы июньским событиям дали юридическую оценку. Наверное, имея это в виду, Садыр Жапаров и дал поручение.

Кенешбек Дуйшебаев, который был членом Временного правительства (2010-2011 гг.) и руководил Госкомитетом национальной безопасности в период июньских событий считает, что они были расследованы полностью:

Кенешбек Дуйшебаев.
Кенешбек Дуйшебаев.

- События изучала международная комиссия под руководством специального представителя Парламентской ассамблеи по Центральной Азии Организации по безопасности и сотрудничеству (ОБСЕ) Киммо Кильюнена. Потом начала изучение депутатская комиссия, сначала под руководством Абдыганы Эркебаева, а потом - под председательством Токона Мамытова. Кроме того, проверки были со стороны Генеральной прокуратуры. Результаты их рассмотрели в Жогорку Кенеше, судах, на международном уровне, даны ответы. Проверок было достаточно. Если нынешняя власть хочет, то пусть проверяет. Но не думаю, что они найдут что-то новое.

Исмаил Исаков, спецпредставитель Временного правительства по южному региону и исполнявший обязанности министра обороны в 2010 году, пообещал выразить свое мнение по поводу возобновления расследований июньских событий позже.

Рыскелди Момбеков.
Рыскелди Момбеков.

Есть мнение, что нынешняя власть новым расследованием намерена очернить членов Временного правительства и привлечь их к ответственности. Вот что говорит депутат Жогорку Кенеша Рыскелди Момбеков:

- Я присоединяюсь к тому мнению, что возобновление расследований июньских событий после 11 лет – это не требование истории, а Минска. Возвращение к июньским событиям или обращение внимания к ним говорит о намерении повернуть политическую ситуацию в другое направление. Да, и обратите внимание на время: поручение дали перед 7 апреля.

Депутат Жогорку Кенеша Карамат Орозова (СДПК) интересуется, по чьему предложению или требованию возобновляется расследование прошлых беспорядков:

- Июньские события расследовали, результаты получены. Я не знаю, будет ли справедливым новое расследование июньских событий. С какой целью это делается, кто предложил, по чьему требованию? Мы этого не знаем полностью. Нет необходимости создавать такую комиссию и проводить расследование без цели. Возможн, у них свои планы, раз хотят получить какие-то результаты с этой комиссией.

Первую оценку июньским беспорядкам 2010 года дали через год. В опубликованном в мае 2011 года заключении международной комиссии под руководством Киммо Кильюнена июньские события не признаны «военными преступлениями или геноцидом». Но некоторые факты и обстоятельства комиссией отмечены как преступления против человечности.

Кроме того, комиссия отметила, что причиной беспорядков стала политическая ситуация после апрельских событий, но не подтвердила наличие сепаратистских настроений среди узбекской общественности. В правительстве и Жогорку Кенеше с результатами этих оценок не согласились и позже запретили Кильюнену въезд в Кыргызстан.

Отунбаева: Расцениваем июньские события как специально организованные
please wait

No media source currently available

0:00 0:22:21 0:00

В том же 2011 году национальная комиссия во главе с Абдыганы Эркебаевым расследовала конфликт и заключила, что виновниками кровопролития стали сепаратистские силы во главе с Кадыржаном Батыровым, сторонники беглого президента Курманбека Бакиева и внешние силы, заинтересованные в дестабилизации ситуации.

Кроме того, государственная комиссия, возглавляемая Абдыганы Эркебаевым, также обвинила Временное правительство в несвоевременном принятии решений. А парламентская комиссия во главе с Токоном Мамытовым выявила, что за событиями стояли такие политики-сепаратисты, как Кадыржан Батыров, Иномжан Абдрасулов, Джалалиддин Салахуддинов и Карамат Абдуллаева. Депутаты также пришли к выводу, что к беспорядкам были причастны организованные преступные группы и наркоторговцы. Однако члены комиссии не пришли к единству и дали три заключения.

Согласно официальным данным, в результате событий июня 2010 года погибли 446 человек, почти две тысячи человек получили различные ранения и увечья. Во время событий пропали 57 человек, 19 из них до сих пор не найдены.

В беспорядках было утеряно 1058 единиц огнестрельного оружия и сотни тысяч патронов. Кроме того, у госорганов было украдено 6 военных бронетранспортеров, их позже вернули. Позже правоохранительным органам вернули 632 единицы оружия и около 90 тысяч патронов различного калибра.

Было возбуждено 66 уголовных дел об утере краже оружия и халатности, 52 из которых раскрыты. Всего передано в суд 38 таких уголовных дел, 55 военнослужащим предъявлены обвинения. В связи с обстоятельствами, приведшими к изъятию оружия, количество уголовных дел против 27 военнослужащих было сокращено.

Перевод с кыргызского, оригинал статьи здесь

XS
SM
MD
LG