Ссылки для упрощенного доступа

30 апреля 2024, Бишкекское время 00:07

100 млн сомов для НПО. Кому и как власти будут выделять эти деньги?


Иллюстративное фото.
Иллюстративное фото.

Министерство юстиции КР опубликовало проект Положения кабмина о государственных малых грантах для некоммерческих организаций (НКО) и других институтов гражданского общества. Документ предусматривает выделение 100 млн сомов на эти цели, а также отбор проектов на основе специального конкурса.

Согласно предлагаемому постановлению, малые гранты неправительственным организациям (НПО) будут выделяться ежегодно путем конкурса, организацией которого будет заниматься созданная кабмином специальная грантовая комиссия. В ее состав будут входить представители администрации президента, министерств и ведомств, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты и гражданского общества.

Гранты, размер каждого из которых не должен превышать 3 млн сомов, предполагается выделять на поддержку проектов в области науки, образования и просвещения, сохранения исторической памяти, охраны окружающей среды и защиты животного мира, а также в сфере укрепления межнационального и межрелигиозного согласия, защиты прав и свобод человека и гражданина (в том числе прав осужденных лиц и заключенных под стражу) или на развитие общественной дипломатии и поддержки соотечественников.

По мнению ректора Академии управления при президенте Алмазбека Акматалиева, инициатива государственного финансирования неправительственных организаций – требование времени:

Алмазбек Акматалиев.
Алмазбек Акматалиев.

− НПО занимают свое место в обществе и имеют влияние. И это важно для доведения программ правительства до населения, его информирования. Финансируемые из-за рубежа НКО хорошо работают в сфере образования и социальном секторе. И если правительство буде поддерживать такие направления, то я полностью «за». Времена изменились, и за счет поддержки извне развились и неправительственные организации. И властям пора использовать эту силу и влияние для развития страны.

Правовая клиника «Адилет» провела анализ предложенного проекта постановления, отметив, что документ в целом сырой, а при допуске НПО к конкурсу отсутствуют процедуры прозрачности. В связи с этим, по мнению юристов, «проект подлежит проведению специализированных видов экспертиз, в частности правозащитной и антикоррупционной, в том числе, независимыми органами». Аналитики также заметили, что данный документ «с высокой степенью вероятности приведет к нарушению запрета любых форм дискриминации, ввиду разделения сектора НПО на лояльных к действиям власти и так называемых «недобросовестных» с точки зрения властей».

Руководитель Ошского филиала международного центра «Интербилим» Гульгаакы Мамасалиева считает, что данный документ должен быть отозван:

Гульгаакы Мамасалиева.
Гульгаакы Мамасалиева.

− В справке-обосновании к постановлению сказано, что «задача Положения устранить пробелы и защитить интересы государственной власти и кыргызского государства путем финансирования НКО и других институтов за проводимые исследовательские работы по повышению ответственности недобросовестных НКО и других институтов при несоблюдении страновых интересов КР». Это фактически разделения НПО на «хорошие» и «плохие». Тут фактически речь идет о дискриминации, что противоречит и нашей Конституции. Мы спрашивали у Минюста, кто автор документа, но они не говорят. Власть будет оценивать НКО и если тебя посчитают «недобросовестным НПО», то финансирование получить ты не сможешь. Но кто и как будет оценивать, не сказано. Что касается грантовой комиссии, то она на 80% состоит из представителей госорганов, то есть будет зависеть от власти.

А руководитель «Института общественного анализа» Рита Карасартова раскритиковала вмешательство администрации президента в этот вопрос:

Рита Карасартова.
Рита Карасартова.

− Они создают якобы независимую комиссию, которая в итоге спровоцирует появление в стране определенной группы НПО восхваляющих деятельность главы государства. А про тех, кто будет критиковать его, скажут, что «они так делают, потому что получают деньги извне». Согласно проекту, практически всем там будет заниматься администрация президента и самое главное: она распределяет средства. А я, хоть и получаю финансирование из-за рубежа, раскрываю недостатки нашей судебной системы. И говорить, что «Рита ругает наши суды», ведь неправильно.

Минюст КР эти претензии пока не комментирует.

В ноябре прошлого года власти Кыргызстана озвучили свою позицию по отношению к НПО и рассказали, какой будет эта политика. Так, заместитель председателя кабинета министров Эдиль Байсалов заявил, что новый кабмин, «будучи твердым приверженцем демократического развития страны, соблюдения всех конституционных прав и свобод, включая свободы на объединения и свободу слова», намерен «полностью и безусловно обеспечивать гражданские права и свободы»:

‒ Государство будет выделять с каждым годом, по мере роста наших возможностей, все больше и больше денег на покрытие расходов наших гражданских организаций. Это нормальная практика во всем мире… Конечно, заранее известно, что найдутся такие люди и организации, которые скажут, что не хотят зависеть от государства. Им интересно зависеть от чужих государств. Наверное, потому что этим государствам нет никакого дела, на что именно и как тратятся их средства. Но хочу предупредить, что на тридцатый год нашей независимости пришло время положить конец бесконтрольному финансированию всякими внешними силами наших гражданских и общественных организаций. Пусть это будет и далекая Америка, или Ближний Восток и все что посередине и вокруг. На кыргызском языке есть пословица «Жамандын уйун коногу башкарат» (досл. «У плохого хозяина командует гость» ‒ прим. ред.). Больше не будет такой ситуации, когда гости безраздельно будут развращать одних и будто бы подспудно настраивать их против других. Должна быть обеспечена открытость и подконтрольность для государственных органов всякого внешнего финансирования местных неправительственных организаций.

Между тем правозащитника Азиза Абдирасулова привела в пример международные практики в этом вопросе:

Азиза Абдирасулова.
Азиза Абдирасулова.

− Было бы хорошо сделать у нас как в Польше, где государство не вмешивается в распределение средств, хотя и выделяет их. Я поддерживаю, когда власть финансирует НКО. Но в той же Польше налогоплательщики, которые платят 10% своего дохода в бюджет и из них 2% идет на финансирование НПО, сами решают, на что будут тратиться данные средства, и даже какой конкретной организации их будут выделять.

Сколько именно существует НПО в Кыргызстане, не известно, но называется цифра примерно в 10 тысяч.

В июле 2021 года президент Садыр Жапаров подписал поправки в законы «О некоммерческих организациях» и «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)», которые обязывают НКО ежегодно представлять в налоговый орган информацию об источниках формирования денежных средств, направлениях их расходования, а также сведения о приобретенном, используемом и отчуждаемом имуществе.

Эта инициатива вызвала критику среди общественности, перед зданием Жогорку Кенеша проводились соответствующие акции, НПО призывали парламент не принимать эти поправки. Обеспокоенность по поводу принятия в КР данного закона выражали Госдепартамент США и Евросоюз.

NO

Адаптированный перевод с кыргызского. Оригинал здесь.

XS
SM
MD
LG