Ссылки для упрощенного доступа

17 мая 2024, Бишкекское время 12:55

«Безработица и «утечка мозгов». Чем может обернуться ужесточение законов в отношении НПО и НКО?


Иллюстративное фото.
Иллюстративное фото.

В Кыргызстане в парламент внесены поправки в Закон «О некоммерческих организациях» и Уголовный кодекс КР. Законопроектом предполагает дополненение нормативно-правовой базы понятиями «иностранный представитель», к которым предлагается относить подразделения некоммерческих и неправительственных организаций (НКО и НПО), которые получают «денежные средства и иное имущество от иностранных государств».

Представители гражданского общества КР категорически против принятия предлагаемых изменений, в связи с чем обратились в Конституционный суд КР. При этом они призвали страны Запада не выдавать визы на въезд тем чиновникам и депутатам Жогорку Кенеша, которые выступили инициаторами этого законопроекта, а также обновленного варианта закона «О СМИ».

«Пусть не ездят туда, где есть «угрозы»

С последним предложением выступила Коалиция НКО за гражданское общество и СМИ, которая уже направила соответствующее обращение в посольства и консульства стран Европы, а также США в Кыргызстане, попросив ограничить въезд в эти государства не только авторам указанных документов, но и членам их семей.

В обращении, в частности указано, что «в последнее время в Кыргызстане мы наблюдаем стремительное ограничение фундаментальных прав и свобод человека и сужение демократического пространства, в том числе благодаря законодательным инициативам как со стороны администрации президента КР, так и парламентариев».

«Ни для кого не является секретом, что чиновники нашей страны посещают, как в рамках официальных визитов, так и в частном порядке, страны Европы и США. Кроме того, дети многих чиновников получают образование в зарубежных учебных заведениях, а также проживают там на постоянной основе. В связи с чем полагаем нецелесообразным и даже опасным для вышеуказанных лиц пребывать в государствах, которые «могут представлять угрозу национальной безопасности Кыргызстана и интересам его народа». На основании изложенного просим вас рассмотреть вопрос об отказе в выдаче и продлении срока любых видов виз не только всем инициаторам вышеуказанных законопроектов, но и членам их семей».

При этом авторы пояснили, что считают недопустимым, что «чиновники, инициируя подобного рода законопроекты, которые ограничивают права на свободу слова, мнений, объединения не только граждан КР, но и иностранных граждан», в то же время не отказывают себе в посещении зарубежных стран, «в открытии бизнеса, приобретении недвижимости, а также отправляют на обучение, отдых, для постоянного проживания своих детей и близких».

Однако один из инициаторов законопроекта об иностранных представителях, депутат Алишер Козуев говорит, что деятельность в интересах государства не должна подвергаться ограничениям по дипломатическим каналам:

«Нельзя сидеть и молчать, боясь, что поставят заслон на выезд за рубеж. Как бы там ни было, я высказал свое мнение. Нельзя из-за одного слова сразу же говорить, что «они против, это провокация». Речь идет о тех людях извне, кто, находясь здесь (в Кыргызстане – прим. ред.), выступают против политики государства. Сейчас этот законопроект находится на общественном обсуждении. После него будем смотреть, если есть какие-то излишние моменты, будем убирать. У нас имеются дипломатические отношения и с Западом, и с Востоком, и с Россией. Нельзя же ограничивать лишь из-за призыва небольшой группы людей. В государственных интересах не разрушать отношения между странами».

Статус «иностранного представителя»

Авторами предложенных поправок в закон «О НКО» и УК КР выступили 33 депутата. Согласно приведенной в справке-обосновании информации, на сегодняшний день только в Бишкеке зарегистрированы 18,5 тысяч различных некоммерческих организаций (данные Министерства юстиции КР – прим. ред.).

Там же сказано, что «значительная часть из них вопреки своим учредительным документам, вмешивается в политическую жизнь государства, участвуя, в том числе путем финансирования, в организации и проведении политических акций в КР, стремясь к формированию общественного мнения для принятия органами государственной власти решений, противоречащих последовательности и целенаправленности государственной политики в целях устойчивого развития страны».

Инициаторы считают необходимым дополнить законодательство КР такими понятиями как «иностранная некоммерческая организация» (ИНКО) и «иностранный представитель», которым предлагается обозначать структурные подразделения ИНКО, ее филиалы и представительства. К ним могут отнести НКО «которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и, которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории КР».

А статью 17 действующего закона «О НКО» предлагается прописать в следующей редакции:

«Размеры и структура доходов НКО, а также сведения о размерах и составе имущества НКО, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны. НКО обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного представителя, также аудиторское заключение».

Недовольство гражданского общества

Между тем представители НПО напомнили, что за годы независимости в Кыргызстане была проделана большая работа по формированию и развитию гражданского общества в стране, и это нельзя не принимать во внимание.

По их словам, немало попыток по дискредитации гражданского сектора предпринималось и при правлении бывших президентов – Курманбека Бакиева, а также Алмазбека Атамбаева. Но, несмотря на это, активисты Кыргызстана внесли большой вклад в урегулирование таких кризисных ситуаций как неоднократные революции, пандемия коронавируса, а также вооруженные конфликты на кыргызско-таджикский границе.

Руководитель общественного фонда «Гражданское участие» Аида Курбанова считает, что представленный законопроект будет всячески ограничивать деятельность НПО:

«Он однозначно негативно скажется на нас. Работающие в сфере защиты прав человека и влияющие на политические решения организации окажутся в уязвимом положении. В документе содержится много невнятных и хаотичных понятий, значение политической деятельности расписано общими словами. Если НПО, независимо от того, чем занимается, выступит с предложением по какому-нибудь закону, то это будет расценено как давление, политическая активность. Также в нем прописаны нормы о несанкционированных проверках или право госоргана «направлять своих представителей для участия в проводимых НКО мероприятиях». Мы не боимся отчетов. Но и возможность, когда из любого ведомства могут прийти и закрыть за «то, что неправильно работаете», это вершина дискриминации. И ранее для НПО не вводились нормы об уголовном преследовании. Честно говоря, меня это просто поражает».

А правозащитная организация «Бир Дуйно – Кыргызстан» обратилась в Конституционный суд КР с ходатайством о признании неконституционными некоторых норм предложенного закона. Ее директор Толекан Исмаилова считает, что инициаторы поправок пытаются ослабить гражданское общество КР используя авторитарный опыт России:

«Мы оказываем помощь в решении социально-экономических и других. И до сих пор мы абсолютно открыты [всем госорганам], начиная от банков заканчивая налоговой службой. Но вот опять 33 депутата посягают на Конституцию. И это серьезное преступление, потому что они вредят своему народу, своей земле и гражданам. Поэтому мы обратились в Конституционный суд, который 7 июня рассмотрит наше заявление. Предварительные слушания уже прошли, до этого полгода шли консультации. Эта инициатива 33 депутатов абсолютно не имеет никакого отношения к Кыргызстану. Это измена. Мы подали в суд на действия 33 депутатов, которые прислушиваются к Кремлю и [Владимиру] Путину, у которых свои коррупционные экономические цели».

Если говорить о России, то стоит вспомнить, что в конце апреля торага Жогорку Кенеша Нурланбек Шакиев побывал с официальным визитом в Москве. Там он встретился с председателем Госдумы РФ Вячеславом Володиным, который в ходе переговоров предложил спикеру парламента КР «наладить обмен опытом в сфере законодательного регулирования противодействия иностранному вмешательству», так как в России, по его словам, «в данной сфере приняты эффективные законы»:

«Сейчас в разных странах мира иностранные НКО, финансируемые Западом, пытаются размыть суверенитет, государственность. Опыт России в данном вопросе может быть полезен Кыргызстану».

Как Нурланбек Шакиев ответил на это предложение пресс-службы Госдумы и Жогорку Кенеша не уточнили.

Последствия затронут всех

Согласно предлагаемому законопроекту, в КР будет сформирован некий «реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного представителя» и в отношении вошедших туда НПО будут проводиться «плановые проверки», но не чаще чем один раз в год. Но в документе также приводится перечень оснований, по которым в НКО могут быть проведены и внеплановые проверки.

Депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев на заседании парламента 31 мая призвал своих коллег, выступивших с данной инициативой, серьезно задуматься о негативных последствиях предлагаемого законопроекта:

«Признание НКО представителями иностранных агентов уничтожит весь сектор некоммерческих организаций, многие люди останутся без работы, организации, которые не имеют никакого отношения к политике, закроются. Буквально вчера мне написал один эколог о том, что «читал законопроект, но вынужден закрыть организацию, так как получаю гранты от USAID и других подобных организаций, но не предавал [страну] и быть «иностранным агентом» мне не хочется. То есть, к сожалению, мы заставим закрыться вот такие НПО. Я хотел бы 30 депутатов-инициаторов еще раз попросить – подумайте об отрицательных последствиях этой инициативы, многие наши граждане останутся без работы, возможно, вынуждены будут уехать из страны. Если кто-то наносит ущерб государству и вмешивается в наши дела, есть механизмы для борьбы с ними, такие организации нужно закрывать, но это не должно касаться обычных организаций».

В конце мая Международный центр некоммерческого права (МЦНП) опубликовал правовой анализ предложенного законопроекта, отметив, что тот «более чем на 90% скопирован с закона РФ об «иностранных агентах» и от ранее инициированного в КР аналогичного документа отличается лишь тем, что «слово «агент» заменено словом «представитель». Там же сказано, что в случае принятия основные положения нового закона «О НКО» «значительно ограничат деятельность кыргызстанских и иностранных некоммерческих организаций».

«Многие положения законопроекта противоречат основным демократическим принципам, закрепляющим права человека. Ряд положений законопроекта противоречит положениям Международного пакта о гражданских и политических правах, стороной в котором Кыргызстан является с 1994 года. Другие положения сформулированы не четко и/или противоречат действующему законодательству КР… Законопроект не соответствует государственным интересам, если они действительно заключаются в построении подлинной демократии в стране, что прописано в Конституции КР. Более того, принятие законопроекта и применение его норм может привести к обращениям в Комитет ООН по правам человека о нарушениях прав граждан и НКО в КР. Скорее всего, Кыргызстан будет проигрывать все эти обращения. У государства сформируется имидж недемократической страны», ‒ говорится в заключении МЦНП.

За неполные два года уже это вторая попытка властей КР отрегулировать деятельность гражданского сектора. В июле 2021 года президент КР Садыр Жапаров подписал поправки в законы «О некоммерческих организациях» и «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)», которые обязали НПО и НКО ежегодно представлять в налоговый орган информацию об источниках формирования денежных средств, направлениях их расходования, а также сведения о приобретенном, используемом и отчуждаемом имуществе.

Тогда общественность и неправительственный сектор также выступали против изменений, призывая не принимать законопроект. Свою обеспокоенность по этому поводу также выражали Госдепартамент США и Евросоюз.

NO

Перевод с кыргызского. Оригинал статьи здесь.

Форум Facebook

XS
SM
MD
LG