Ссылки для упрощенного доступа

17 мая 2024, Бишкекское время 13:11

«Независимость не может быть предметом торга». Экс-президент Монголии о демократии, кыргызах и «пятне свободы»


Цахиагийн Элбегдорж на празднике "Наадам". 2016 год.
Цахиагийн Элбегдорж на празднике "Наадам". 2016 год.

Экс-президент и бывший премьер-министр Монголии Цахиагийн Элбегдорж в эксклюзивном интервью «Азаттыка» рассуждает о схожести судеб Кыргызстана и Монголии. По его словам, у двух народов очень много общего и самое главное из этого – стремление быть свободными.

Политик рассказал о том, какой путь Монголия прошла и почему народ выбрал парламентскую демократию. Также он коснулся и темы геополитики, а конкретнее отношений с Россией и Китаем.

О свободе

«Азаттык»: Начнем интервью с последнего события Президент Кыргызстана Садыр Жапаров совершил государственный визит в Монголию. Это первый визит главы Кыргызстана в Монголию за последний 21 год. В 2012-2013 годы вы в качестве президента посещали Кыргызстан. Как вы оцениваете состояние кыргызско-монгольских отношений сейчас?

Цахиагийн Элбегдорж: Я как сейчас помню визит 2012 года. Я ездил в Кыргызстан почти 12 лет назад. Тогда мне предоставили возможность сделать обращение к парламенту Кыргызстана. Моя речь называлась «Пятно бога и свободы». Эти две вещи связывают наши народы.

Оба народа хотят быть свободными, независимыми и ведут присущий только им образ жизни. Во-вторых, история кыргызского и монгольского народа схожа. Дети обоих народов рождаются с синими пятнами сзади. Мы называем это «пятном бога (тенира)». Это означает, что народы генетически близки друг к другу.

Я ушел из политики в 2017 году, с тех прошло немало времени. Сейчас я преподаю международные отношения в Стэнфордском университете. Поэтому я не знаю, как близко сотрудничают наши государства сейчас. Но визит кыргызского президента в Монголию – хороший знак. И время визита было выбрано удачно. 11 июля в Монголии начинается национальный праздник «Наадам». На нем выступают борцы, все окрашивается в пестрые цвета. Я надеюсь, что кыргызский народ будет свидетелем этого праздника.

«Азаттык»: В 2012 году в ходе своего обращения к Жогорку Кенешу вы приветствовали путь Кыргызстана к парламентской демократии. После посещения Бишкека вы инициировали создание Монгольского фонда для поддержания демократической смены власти в странах Азии, в том числе в Кыргызстане. Но в Кыргызстане после этого вновь вернулись к президентской форме правления, а перед этим, в 2020 году, страна пережила народные волнения. Почему Кыргызстан не смог дальше развивать парламентскую демократию, как Монголия?

Цахиагийн Элбегдорж: Я думаю, все происходит по воле народа. Народ выбирает. Если он выбрал президентское правление, то это не плохо. Монгольский народ выбрал парламентскую республику. Потому что в XX веке в Монголии правила авторитарная власть. Кроме того, это единственная страна, которая расположена полностью между Россией и Китаем. Она находится между двумя большими державами.

Поэтому совещательное принятие решений и участие народа в управлении государством очень важно для сохранения нашей демократии и свободы. Очень нужна народная инициатива. Поэтому в Монголии народ старается управлять государством.

Кыргызский народ тоже поддерживает наш демократический путь. Наши демократия и опыт очень близки к образу жизни кыргызов. Опыт Запада, Европы может иногда казаться далеким, чуждым. А культура монголов, проблемы на пути развития очень похожи на кыргызские. Я думаю, мы можем многому научиться у Кыргызстана. Вы тоже можете научиться у нас. Но я всегда говорю: «Мы никого не учим, но можем поделиться своим опытом». Полезно знать, как мы решали проблемы, делиться опытом.

В тисках

«Азаттык»: Если обратиться к истории демократии в Монголии, то мы помним, что в 1990 году вы стали одним из лидеров мирной революции, которая положила конец 70-летнему правлению коммунистов в вашей стране. Но в одном из своих последних интервью вы отметили, что «демократия в Монголии уже укоренилась, но выбор людей все время подвергается атакам». Вы могли бы уточнить, кто или что пытается подавить демократию в Монголии?

Цахиагийн Элбегдорж: Важную роль играет географическое расположение страны. Монголия находится между двумя авторитарными державами. Конечно, Монголия хочет быть в дружеских отношениях с Китаем и Россией. Это очень важно. Россия и Китай выбрали свой путь. Мы же призываем их уважать выбор народа Монголии. Мы не можем сделать предметом переговоров нашу независимость и торговаться по этому поводу. Но мы готовы договариваться по другим вопросам. Есть много направлений вроде экономики, инфраструктуры и торговли.

Кроме того, я всегда акцентирую внимание на одном моменте: наша философия развития кардинально отличается от философии наших соседей. К примеру, в России или Китае может бытовать мнение, что если власть центра сильна, то будет стабильность или гармония. Но в Монголии образ жизни совсем другой.

Если в Монголии будет сильный народ с большим перечнем полномочий, тогда и страна будет сильной. Чем больше прав будет у монгольского народа, чем больше созидать будут граждане, настолько процветающей будет Монголия.

Акции протеста в Улан-Баторе, 2022 г.
Акции протеста в Улан-Баторе, 2022 г.

Влияние России и Китая

«Азаттык»: У России есть влияние и в таких странах, как Кыргызстан, относящихся к определенному региону, и в Монголии. В прошлом году в Монголии была озвучена инициатива о выдворении из страны посольства РФ в Улан-Баторе. А поводом для этого стали заявления о том, что [российский] посол вмешивается во внутренние дела страны. Почему Россия до сих пор не теряет своего влияния в Монголии? Связано ли это с тем, что страна по-прежнему зависима от российской нефти? Что мешает Монголии уменьшить влияние России и, возможно, Китая?

Цахиагийн Элбегдорж: И Россия, и Китай воспринимают как плохой пример демократию в Монголии и то, что ее народ свободный, сильный. Они не хотят такой же свободы как в нашей стране и демократического развития. Поэтому они пытаются утвердить свое влияние через связи внутри Монголии. Они подкупают наших граждан, некоторых политиков и руководителей, которые принимают решения, пытаясь держать поближе к себе. В Монголии очень сильно лобби России и Китая.

Кроме того, есть такая вещь как менталитет. Мы можем изменить страну в политическом, экономическом и социальном плане, но изменить уже сложившийся менталитет народа очень сложно. В Монголии выросло три поколения, которые жили в эпоху социализма. И несмотря на то, что с тех пор прошло более 30 лет, некоторые понятия не имеют, каково это жить при правлении коммунистов или в социалистической стране. И некоторые наши молодые люди думают, что при социализме было хорошо. Но это не так. Каждый пострадал от тяжелых последствий того времени. А молодежь этого не видела.

Жизнь в свободе равноценна глотку свежего воздуха. Если не будет кислорода и чистого воздуха, то люди будут задыхаться, страдать. Поэтому только мы сами можем защитить свою свободу. А для этого мы должны бороться с коррупцией и неграмотным управлением в Монголии. Например, когда я стал президентом в 2009 году, то уровень коррупции в нашей стране был высоким. Монголия стояла на 120-м месте [в мире]. После пяти лет моей работы страна вошла в топ-70 государств мира по индексу коррупции. То есть за эти пять лет мы обошли 50 стран в борьбе с коррупцией. Это было большое достижение.

«Азаттык»: Но сейчас в этом индексе Монголия вновь упала и не смогла войти в первую сотню стран…

Цахиагийн Элбегдорж: Да, сейчас она на 110-й строчке. И эта ситуация говорит о том, что демократии и свободе все время нужно уделять внимание. За это должно отвечать каждое поколение. Это непрерывная работа, как забота о новорожденном. Мы каждый день меняем им подгузники, и также нужно ежедневно избавляться от плохих и грязных вещей [в стране].

Традиционно политика в Монголии – это коррумпированная сфера. Кроме того, политика манипулирует. Политики допускают и популизм, и манипуляции. Страдает от этого только народ. Но надеяться мы можем только на граждан. Если политикам давать меньше возможностей, а народу побольше, тогда будет успех. Это борьба, которая должна вестись каждый день.

Последствия войны в Украине

«Азаттык»: Вы выступали с резкой критикой войны России в Украине. В прошлом году вы опубликовали эмоциональное видеообращение к президенту России Владимиру Путину, призвав его прекратить войну в Украине и «бессмысленные убийства и разрушения». Вы сказали, что проживающие в Бурятии, Туве (Тыве) и Калмыкии монголы «сильно страдают и сотни из них ранены, тысячи – убиты». На ваш взгляд, как и когда должна закончиться эта война, и что должно сделать международное сообщество, чтобы остановить ее?

Цахиагийн Элбегдорж: Мы не против русских и хотим сохранить наши тесные взаимоотношения с русским народом. Мы лишь против политики Кремля и клептократии. Мы против агрессии и империалистической политики Кремля по отношению к свободным и независимым соседям. Поведение Кремля неприемлемо.

Во время Второй мировой войны Монголия была ближайшим союзником СССР. Мы отдавали все, что у нас было, и поддерживали, как могли. Мы отдали полмиллиона лошадей и весь наш золотой запас. Все, что у нас было, мы безвозмездно отдали Советскому Союзу, чтобы победить гитлеровский фашизм.

А теперь мы не поддерживаем такую политику, когда Россия нападает на другую страну. Но мы близки с русским народом. Мы видим недовольство части россиян, которые с начала войны говорят, что вторжение в соседнюю страну было неправильным решением и это катастрофа для Кремля. Я бы сказал, что кремлевские политики – это главные двигатели деструктивной политики РФ.

Когда Владимир Путин объявил частичную мобилизацию, то по правилам она была проведена в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург. Но в отдаленных регионах, где проживают национальные меньшинства, эти нормы не соблюдались. Власти России набирали представителей нацменьшинств в армию без соблюдения правил и в непропорциональном количестве.

В этой же категории оказались проживающие в России этнические монголы. Как вы знаете, в Китае проживает больше монголов, чем в самой Монголии. Более миллиона этнических монголов проживает в России. И бесчисленное их число было мобилизовано, а потом их бросили в пекло войны, на передовую.

И вот их права я защищаю, говоря, что они имеют право на жизнь, могут отказаться идти на войну, отказаться убивать сыновей и дочерей братьев-украинцев. Я и сейчас призываю прекратить войну, говоря, что она должна была закончиться «еще вчера». Война, действительно, должна была уже давно закончиться. От нее страдает не только свободолюбивый украинский народ, но и все россияне. Победителей в этой войне нет.

«Азаттык»: Страны Центральной Азии предпочли придерживаться нейтралитета, когда Россия начала войну в Украине. Монголия придерживается такой же позиции, воздерживаясь при голосовании в ООН по резолюциям, осуждающих военное вторжение России. По какой причине? Почему Улан-Батор занимает такую позицию по поводу конфликта в Украине?

Цахиагийн Элбегдорж: Россия буквально держит в тисках Монголию из-за энергетической зависимости: мы почти на 100% зависим от российской нефти. Кроме того, вынуждены обращаться к РФ по вопросу электроэнергии. Мы с 1990-х годов твердили о том, что у Монголии должны быть свои станции по производству электричества. Хотели построить те же ГЭС, но Россия помешала этому. Из-за то, что мы хотим развивать свою инфраструктуру, Россия держит нас за горло. С 1990-х годов Монголия страдает от введенных Россией санкций. Товары, которые производятся в Монголии и завозят в РФ, облагаются высокими налогами. Уже 30 лет как во взаимной торговле нет баланса. Мы приобретаем у России продукции примерно на 3 млрд долларов. Россия же покупает у нас примерно на 200 млн долларов. А ведь это огромная страна. Раньше из Монголии туда ввозили много разных товаров. Но сейчас Москва установила заоблачные сборы. Как так?

Я ввел безвизовый режим с Россией. Мы с президентом Путиным подписали соглашение и договорились, что граждане наших стран будут свободно регистрироваться, без необходимости получения визы. Но сейчас вы столкнетесь с кучей препонов и бюрократии. И все это из-за политики. Но руководство России, ее политики должны понять, что Монголией правит не президент или какой-то влиятельный человек, а народ. Поэтому какими бы ни были отношения, наш народ должен получать от этого пользу. И Москва должна это понять. Я верю, что и Россия однажды станет свободной страной. И тогда, я надеюсь, они многому научатся у нас и закрытые для сотрудничества окна откроются. Как бы там ни было, мы придаем большое значение нашему взаимодействию с Россией и уважаем отношения между двумя народами.

Цахиагийн Элбегдорж с Владимиром Путиным, 2014 г.
Цахиагийн Элбегдорж с Владимиром Путиным, 2014 г.

«Азаттык»: В одной из последних своих статей вы написали, что Путин не хочет видеть свободной Украину и процветающих соседей. Какие уроки должны извлечь страны-партнеры Кремля?

Цахиагийн Элбегдорж: Если свободная демократичная Монголия находится с азиатской стороны России, то свободная демократичная Украина – с европейской. Поэтому вторжение России в Украину – это не просто война между двумя странами. Это борьба между автократией и демократией. Эта борьба продолжается веками, а теперь мы свидетели того, что кульминация сейчас происходит в Украине. У меня есть надежда на то, что свободный народ Украины возьмет верх. Урок из этого – ценящий свободу, оберегающий независимость, свой образ жизни народ побеждает в любом случае.

Все страны Центральной Азии получат только пользу. Такие соседи региона как Монголия – тоже. Мы все должны поддерживать Украину. Сегодняшние потери Украины – это цена за то, чтобы мы были независимыми государствами со свободным народом. Поэтому Украина должна победить и эти потери должны оправдаться.

Москва должна понимать это. Если бы отношение Кремля к соседям было открытым, мы ценили бы их и отвечали бы тем же. Мы ждем от Кремля лишь понимания смысла ответственных отношений и такой же политики. С русским народом у нас издревле дружеские отношения.

BK/NO

Адаптированный перевод с кыргызского. Оригинал здесь.

Форум Facebook

XS
SM
MD
LG