Ссылки для упрощенного доступа

19 мая 2024, Бишкекское время 08:22

Асанов: Единоличное правление опаснее семейного


Бектур Асанов в студии "Азаттыка". 2011 год.
Бектур Асанов в студии "Азаттыка". 2011 год.

Член Национального оппозиционного движения Бектур Асанов рассказал о намеченном на 31 марта курултае, спорах при избрании лидера НОД и ответил на другие вопросы «Азаттыка».

«Азаттык»: Господин Асанов, на прошлой неделе сообщалось об избрании нового лидера оппозиционного движения. Стало известно, что в ходе выборов в рядах оппозиции появились разногласия. Расскажите, как прошли выборы.

Асанов: В этом собрании я не смог принять полноценное участие. Я опоздал, так как у меня была другая встреча. Если взять в общем, то неправильно говорить о разногласиях. Потому что были выборы. Был один кандидат - Кубанычбек Кадыров, которого поддержало большинство. Некоторые предлагали избирать лидера после праздников, но большинство посчитало, что вопрос надо решать в тот же день. И решили.

«Азаттык»: А курултай оппозиции, запланированный на 31 марта, стоит на повестке дня?

Асанов: Конечно.

«Азаттык»: А какой вопрос главный?

Асанов: Политико-экономический кризис, ситуация в энергетике, коррупция. Делегаты тоже будут предлагать свои вопросы. Также ожидается, что будет ставиться вопрос о доверии или недоверии президенту.

«Азаттык»: Участие скольких людей ожидается?

Асанов: Думаю, будет около 10 тысяч человек. С регионов прибудут около 2 тысяч делегатов. Остальные – жители Джалал-Абада и области.

«Азаттык»: Там не будет незаконных действий, к примеру, попыток свержения власти?

Асанов: Ничего такого не будет. Надо сказать открыто, что людей запугивают. Мы уже 20 лет проводим мирные митинги. Все будет спокойно, в рамках закона. Стоит отметить, что в Джалал-Абаде во время митингов еще не нарушался закон.

«Азаттык»: Что препятствует сотрудничеству несистемной и парламентской оппозиций?

Асанов: Парламентскую оппозицию можно назвать номинальной. Это – «Ата-Журт» и «Республика». На деле, это не оппозиция. Поэтому у нас с ними нет точек соприкосновения. Например, они не будут согласны ни с одним нашим доводом. Они говорят и про Кумтор, и про энергетический кризис, но ничего не предпринимают. Поэтому, думаю, результаты даст только деятельность несистемной оппозиции с народом.

«Азаттык»: Несистемная оппозиция готова объединиться и пойти на выборы под флагом какой-либо партии? Или она намерена придти к власти другим путем?

Асанов: Подготовка к выборам идет. Само движение неоднородно. Это не политическая партия. Но как бы ни было, оппозиционные политики на выборах будут держаться вместе. Сейчас ведутся переговоры с партиями. Однако в самом НОДе состоит 11 партий.

«Азаттык»: В последнее время высказывается много мнений по поводу системы управления. Какое у оппозиции мнение? Нужно ли изменение системы, Конституции?

Асанов: Наш основной принцип – не надо трогать Конституцию. Надо укреплять государственность. По поговорке, недотепе все - помеха. И с Конституцией получается так же.

«Азаттык»: Некоторые заявляют, что президент узурпировал власть, а позволила это ему сделать действующая Конституция…

Асанов: Такие мнения существуют. Но причина этому - бессилие парламента и партий. Мы и это должны правильно понимать. Потому в 2010 году ситуация была нестабильная, и выборы прошли в спешке. Следующий парламент не будет таким. Потому что лидеры выбирают кандидатов в депутаты очень осторожно. Поэтому есть надежда, что следующий состав парламента будет более качественным. Сильный парламент не даст президенту всю власть прибрать в свои руки.

«Азаттык»: Власти считают борьбу с коррупцией важным достижением. Как вы оцениваете результаты этой борьбы?

Асанов: Думаю, власти должны признать одно: борьба с коррупцией подверглась дефолту, особенно, после отставки Аиды Саляновой. Бывший генпрокурор открыто же говорит, предполагая, что президент ее подставил коррупционерам. В общем это так. Избирательно или нет, но Салянова боролась с коррупцией.

«Азаттык»: Хоть и говорят о том, что президент узурпировал власть, но семейного правления, как это было раньше, не наблюдается. Вы замечали, чтобы президент был замешан в коррупции?

Асанов: Я скажу одно: Кумтор – это символ коррупции. Он стал причиной побега двух президентов, отставки нескольких составов парламента и правительства. За пять лет со дня прихода к власти сегодняшних руководителей проблема Кумтора не разрешилась. И за два с половиной года, оставшихся президенту, не решится. При действующих властях эта проблема не решится. Они будут тянуть, а потом заявят, чтобы проблему решал следующий созыв парламента. Вот так и эта власть уйдет. Символ коррупции процветает, и это факт.

Во-вторых, кто контролирует энергетическую отрасль, таможню и аэропорт «Манас»? СДПК. Социал-демократы – не коллектив единомышленников, а партия одного человека. Возмущались по поводу семейного правления, получите правление одного человека. Я думаю, в некоторых случаях семейное правление прогрессивнее и лучше, нежели единоличное. Потому что через семью можно повлиять на президента. А сегодня все решает один человек. На него повлиять невозможно. Единоличное правление опаснее семейного.

ВК

Перевод с кыргызского, оригинал интервью здесь

XS
SM
MD
LG